Стоит ли пользоваться услугами риэлторских агентств

Одним и самых популярных в настоящее время видов малого бизнеса в России является бизнес на рынке риэлторских услуг. Это и не удивительно: во-первых, на рынке недвижимости даже в период кризиса наблюдается достаточно высокая активность; во-вторых, сделки с недвижимостью требуют оформления достаточно большого количества документов в различных инстанциях, что, соответственно, занимает много времени, а это порождает стабильный спрос на данный вид услуг; в-третьих, высокие цены на недвижимость (в более-менее крупных населённых пунктах) позволяют извлекать из этого вида деятельности достаточно высокий доход. Решив произвести какую-либо сделку, связанную с недвижимостью (купля – продажа, обмен, аренда), каждый человек встаёт перед выбором: искать ли ему контрагента и заниматься оформлением документов самостоятельно или доверить эти действия профессионалам – риэлторам? Рассмотрим преимущества и недостатки обоих вариантов. 

Потенциальные клиенты таких агентств, в основном, подразделяются на потенциальных продавцов, покупателей, арендодателей и арендаторов. Первым преимуществом для всех перечисленных категорий является экономия времени как на поиске возможных контрагентов и переговоров с ними, так и на стоянии в очередях за многочисленными документами. Другой плюс – минимизация рисков потерпеть незапланированные убытки, поскольку опытный и добросовестный (последнее слово – главное) риэлтор обязательно постарается узнать не только историю перехода права собственности на недвижимость, но и биографию и семейное положение предыдущих владельцев, возможные заявления права собственности/владения от третьих лиц, обременения и т.д. 

Кроме того, агентство имеет объективно больше возможностей для связи с более широким кругом потенциальных контрагентов по сделкам, что даёт возможность выбора наиболее приемлемого для клиента варианта. Недостатки касаются, прежде всего, финансовой стороны. Существует несколько способов оплаты услуг риэлторских агентств, которые могут зависеть от сути приобретаемых прав. В ряде таких организаций устанавливается фиксированный процент оплаты услуг в зависимости от суммы предполагаемой сделки (как правило – 1-2%). Наибольшее количество вариантов вознаграждения риэлторов существует при совершении сделок по продаже недвижимости. Возможна, в частности, такая ситуация, когда человек, заключивший с агентством подобный договор, называет сумму, которую он желает получить за реализуемую недвижимость, агентство проводит собственную оценку, и продаёт уже по установленной им цене. Таким образом, получается, что собственник продаёт по одной цене, а покупатель приобретает по другой. Разницу получает агентство в качестве вознаграждения. Понятно, что такая сделка более выгодна для продавца, чем для приобретателя. Другим видом договора является самостоятельная оценка недвижимости агентством исходя из спроса и последующая выплата продавцу суммы за вычетом вознаграждения риэлтора. Такой вид сделок более выгоден покупателю, но убыточен для продавца. В любом случае, в результате сделки одна из сторон несёт материальные убытки, что может затруднить поиск контрагента. Так же к неудобствам использования посредников можно отнести и то, что при поиске вариантов риэлтора будет интересовать не Ваше удобство, а его собственная выгода. В результате клиент может получить не совсем то, что хотел. Кроме того, риэлтор заинтересован как можно скорее исполнить свои обязательства по договору, что может привести, в лучшем случае – просто к невнимательному изучению им связанных с недвижимостью документов и прочих обстоятельств, а в худшем – к умышленному сокрытию им каких-либо существенных и нежелательных для клиента моментов. 

 

Так стоит ли прибегать к услугам агентств недвижимости, ли лучше осуществлять поиск приемлемых вариантов самостоятельно? Ответ на этот вопрос зависит, в частности, от того, сколько времени Вы готовы потратить на совершение сделки, от состояния недвижимости, от финансовой составляющей и других факторов. Обращаться к помощи риэлторов лучше тем, кто ценит своё время больше, чем деньги.